Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Чым вы аддаеце перавагу займацца ў суботу?
Всего 23 человека
Голосование
Як вы ставіцеся да дзелавога стылю адзення ў школе?
Всего 20 человек
Голосование
Як Вам новы сайт?
Всего 54 человека

Класіфікацыя прафесій

Дата: 24 ноября 2015 в 13:07

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

 

  1. по предмету труда

Выделяют пять типов профессий:

  • «человек – природа» (Ч-П)
  • «человек – техника» (Ч-Т)
  • «человек – человек» (Ч-Ч)
  • «человек – знак»  (Ч-З)
  • «человек – художественный образ» (Ч-Х)

 

Тип профессий

 

«человек - природа»

 

«человек – техника»

 

«человек – человек»

 

«человек – знак» 

 

«человек – художественный образ»

 

хар-ка предмета труда

Живые организмы, биологические, микробиологические процессы

Технические системы, энергия, искусственные и неживые природные материалы

Люди, коллективы, группы, социальные процессы

Условные знаки, цифры, коды, естественные и искусств. языки (формулы)

Художественные образы, их свойства, элементы

Професс.-техническое образование

Плодоовощевод, животновод

Слесарь, машинист автокрана, аппаратчик

Продавец, парикмахер

Наборщик, чертежник, оператор ЭВМ

Гравер, лепщик архитектурных деталей

Среднее специальное образование

Техник-лесовод, зоотехник

Техник-технолог, техник-строитель

Медсестра, воспитатель дош.учреждения

Инспектор-финансист, экономист-плановик

Декоратор-оформитель, скульптор-исполнитель

Высшее образование

Зооинженер, агроном, ветеринарный врач

Инженер-технолог, инженер-электрик

Учитель, инженер-организатор

Инженер-экономист, редактор, ученый-теоретик

Художник-конструктор, художник по проектированию интерьера

Предметы

Ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология

Физика, химия, математика, черчение

История, литература, человек и общество

Языки (особенно иностранные), математика

Музыка, рисование, танцы, СМК,

Карта мира профессий

 

 

 

 

 

 

Профессии типа «человек-природа» (Ч-П)

 

Это профессии, где труд человека направлен на объекты живой природы. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны (животные, растения, микроорганизмы растут, развиваются). Работнику необходимо не просто очень многое знать, но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.

Труд человека в области профессии «человек – природа» направлен не только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей, например, цветоводы-декораторы, техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов).

Сходным дело обстоит и с животноводческими профессиями. Животновод на сегодняшний день - это и механизатор. Микробиолог также со всех сторон окружен лабораторной техникой. Но и здесь все же главное интерес к живой природе.

При выборе профессии типа «человек – природа» очень важно принять во внимание следующие. Важно разделять любовь к природе как к месту, где можно отдохнуть, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке или как к мастерской, с которой он собирается работать. Проверять свою любовь к природе необходимо на прочность в практическом труде.

 

Профессии типа «человек-техника» (Ч-Т)

 

Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и все возможные неметаллические материалы – ткани, пластмасса, пищевое сырье, полуфабрикаты.

Особенность технических объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многих признакам. Поэтому от  работников таких профессий требуется точность, определенность действий. В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части – важные условия успеха в данной области. Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими могут быть люди.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь также направлен не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботиться, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать.

При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.).

 

Профессии типа «человек-человек» (Ч-Ч)

 

Это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством.

Первая особенность профессий такого типа состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.

Вторая особенность – каждая профессия требует от человека как бы двойной подготовки: 1) нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, принимать их, разбираться в их особенностях; 2) необходимо быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.

 

Профессии типа «человек-знак» (Ч-З)

 

Люди с этими профессиями занимаются обработкой информации (сведений), представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы – все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.

Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений, для отвлечения от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. В данной области труда также имеются своеобразные возможности для творчества (придумывание новых знаков, знаковых систем, решение задач учета, обработки сведений).

 

Профессии типа «человек – художественный образ» (Ч-Х)

 

Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии этого типа можно разделить на подтипы в соответствии с исторически сложившимися видами художественного отображения действительности.

  1. Профессии, связанные с изобразительной деятельностью;
  2. Профессии, связанные с музыкальной деятельностью;
  3. Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью;
  4. Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью;

Все перечисленные типы не строго разграничены между собой и тесно взаимопереплетаются.

Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от постороннего наблюдателя. Так, например, выступление артиста на публике может продолжаться несколько минут. Но чтобы оно состоялось, артист  ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т.д.

 

  1. по целям труда

В пределах каждого типа профессий выделяют их классы:

  • Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гносис» - знание). Примеры в типе Ч-П: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе Ч-Т: пирометрист, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе Ч-Ч: судебно-медицинский эксперт, социолог; в типе Ч-З: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции, бухгалтер-ревизор; в типе Ч-Х: искусствовед, музыковед, театровед.
  • Преобразующие профессии (П). Примеры в типе Ч-П: мастер-плодоовощевод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе Ч-Т: слесарь-ремонтник, токарь; в типе Ч-Ч: учитель, педагог-тренер, экскурсовод, инженер-педагог; в типе Ч-З: бухгалтер, машинистка-стенографистка, чертежник-картограф; в типе Ч-Х: цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных изделий.
  • Изыскательные профессии (И). Примеры в типе Ч-П: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе Ч-Т: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе Ч-Ч: воспитатель, организатор торговли; в типе Ч-З: программист, математик; в типе Ч-Х: композитор, художник по проектированию интерьера.

 

  1. по отделам профессий

По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделятся четыре отдела:

  • Профессии ручного труда (Р). Примеры в классе (Г): лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант. Примеры в классе (П): ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец. Примеры в классе (И) – ручные средства могут быть только вспомогательными, например, карандаш, бумага в руках конструктора.
  • Профессии машинно-ручного труда (М). Типичными профессиями в этом отделе будут: машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
  • Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор магнитной записи.
  • Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Это внутренние, психологические средства труда (мысленные схемы решения задач, разного рода мысленные эталоны), а также возможности функций организма (танцор). Такие средства есть у представителя каждой профессии.

 

  1. по условия труда

По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы:

  • работа в условиях микроклимата, близкого к бытовому, «комнатному» (Б): лаборанты, бухгалтера, операторы ЭВМ.
  • Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О): агроном, монтажник, инспектор гоавтостанции.
  • Работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п.): водолаз, пожарный, шахтер, машинист горного комбайна.
  • Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей – взрослых или детей, за большие моральные ценности (М): воспитатель, учитель, следователь, психолог.

 

Пользуясь введенными литерными обозначениями, можно, во-первых, дать обзорную карту мира профессий, во-вторых, составить примерную формулу определенной профессии

  1. П Т Ч З Х – тип
  2. Г П И – класс
  3. Р М А Ф – отдел
  4. Б О Н М – группа

Однако следует не забывать, что это деление условно, поскольку границы между профессиями очень нечетки и зачастую формальны. При внимательном анализе становится очевидным, что каждая профессия может характеризоваться одновременно признаками различных типов, но в разной мере.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.